четверг, 1 июня 2023 г.

Занятие «Как воспитать характер?»

1. Знакомство с понятием «Характер», «Воля», способами формирования положительных черт, волевого управления и нравственного начала личности.
2. Расширить представление детей о самовоспитании.
3. Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки.
Ход занятия:
Педагог: Сегодня тема нашей встречи: «Как воспитать характер?».
Педагог: Что такое характер? В переводе с древнегреческого языка этот термин буквально означает «знак», «черту», «отличительную примету». Если расширить определение, то получится, что характер - это совокупность устойчивых черт личности, свойств ее психики, которые определяют поведение, реакции и другие проявления человека.
Например, в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному: одинокий, маленький котенок у кого-то вызовет жалость и желание накормить, согреть. Другие останутся равнодушными к беззащитному созданию.
В первом случае человек наделен мягкосердечностью, добротой, способностью сострадать чужому несчастью – это его отличительные черты. Во втором случае они отсутствуют. Что можно сказать о втором человеке, какой он? (безжалостный, бессердечный, равнодушный и т.д.).
Педагог: Характер любого человека имеет огромное значение как для него самого, так и для окружающих его людей. Вы, наверное, слышали такие высказывания: «У него тяжелый характер», «неуживчивый характер», «золотой характер».
Педагог: А у всех ли людей одинаковый характер? От чего это зависит? (Мы все разные и характеры у всех разные. У некоторых характер вялый, бесхребетный, безликий, одним словом, серый. Другие имеют яркий, сильный, уверенный, твердый характер).
Педагог: Давайте сейчас послушаем каждого из вас, где вы расскажите о своих чертах характера, которые помогают в жизни и о чертах характера, которые мешают вам.
Педагог: Какие качества характера вам легче было назвать: хорошие или плохие? Почему?
Педагог: Предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение: Я хочу воспитать в себе…».
- У вас, ребята, уже много достоинств, но ещё больше нужно в себе воспитать. Подумайте, над чем вам нужно поработать в первую очередь и почему? (Например, «Я хочу воспитать в себе смелость, т.к. боюсь высоты.)
Педагог: А что нужно делать, чтобы вам не было стыдно перед другими?
- Да, нужно не только знать, каким нужно быть, но и работать над своим воспитанием, саморазвитием.
Педагог: Для чего человеку знать, какой у него характер? (Чтобы научиться управлять собой, чтобы воспитывать себя, научиться поступать так, чтобы вам не было стыдно перед другими).
Педагог: В чем же проявляется характер человека? (В его поступках, в поведении).
Педагог: Писатель Ф. Шиллер говорил: «Человек отражается в своих поступках». На словах человек может говорить одно, а делать другое. Поступки показывают, кто есть человек на самом деле.
Педагог: Как вы считаете, столько людей с сильной волей в себе, целеустремленных, активных? Можно ли каждому стать таким? Можно ли воспитать свой характер? Об этом мы будем говорить сегодня.
Педагог: Давайте назовём черты сильного характера:
1. Умеет себя заставить.
2. Умеет себе запретить.
3.Умеет отстоять свое мнение, не унижая других людей.
4. Умеет признавать свои ошибки.
Вывод: Человека с сильным характером называют волевым. Волевой человек умеет совершать над собой усилие в нужный момент. Используя ум и волю, он может не совершать то, что навредит ему или окружающим. Волевой человек умеет держать себя в руках, умеет достигать поставленных целей, настойчивый, целеустремленный, решительный, строгий к себе и другим, трудолюбивый, мужественный. Эти качества характера позволяют преодолевать свои слабости и недостатки и управлять другими людьми, поэтому важным качеством характера является воля. Воля - способность человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Безвольные, слабовольные люди, наоборот, пассивны, нерешительны, слабохарактерными людьми могут управлять другие.
Педагог: К каким последствиям может привести человека его слабохарактерность? (Он может, не суметь противостоять дурной компании, попасть под ее влияние, совершить проступок - поступок, наносящий вред окружающим. Под влиянием других он может приобрести вредные привычки: курение, употребление алкоголя, воровство).
Педагог: Как же можно воспитывать волю? (ответы детей).
Чаще всего люди берут чей-то пример для подражания. Расскажу историю одного мальчика. Попробуйте угадать, о ком идёт речь.
Чтение воспитывающей ситуации «Пример для подражания»
Этот мальчик в детстве был хилым, малорослым, болезненным. Но он хотел стать полководцем, таким, как Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Петр I. Мальчик составил программу самовоспитания: занимался физическими упражнениями, закалял себя, даже зимой ходил в лёгкой одежде обливался холодной водой, бегал по снегу. Это сделало его выносливым и сильным. Он много внимания уделял своему образованию: выучил 8 языков, много читал, сам писал стихи, проштудировал все книги по военному искусству и военным наукам. Он начинал службу с самых нижних чинов и воспринимал ее как тренировку в умении подчиняться и добросовестно выполнять свои обязанности. Дежурства, караулы, военные упражнения, трудные поручения - все это он выполнял охотно, никогда не сваливая на солдат свои обязанности, как это дели другие военнослужащие - дворяне. Наоборот, он сам добровольно подменял на дежурствах своих товарищей... Мальчик этот не только стал великим полководцем, но и создал армию, достойную себя. О ком идет речь? (о Суворове Александре Васильевиче).
Суворов воспитывал волю, учился преодолевать препятствия. Какие же препятствия пришлось ему преодолевать? (Лень, страх, трусость, физическую слабость, привычку к комфорту, гордыню и т.д.).
Педагог: Как же научиться преодолевать препятствия? Как воспитать свою волю? Одному девятикласснику совершенно случайно попалась в библиотеке книжка «Самопознание и самовоспитание» М.Ю. Орлова. Эта книжка помогла ему правильна оценить себя. Он увидел свои недостатки; и захотел их исправить. Он решил стать человеком, который «сам себя сделал». Таких людей, оказывается, миллионы. Среди них президенты, ученые, известные артисты, полководцы, политики и просто классные специалисты в своем деле. Многие из них признавались, что в детстве были самыми обыкновенными или даже хуже других, но потом вдруг начали целенаправленно работать над собой, развивать свои способности, закалять волю укреплять характер и добились выдающихся результатов. Девятиклассник узнал, что, оказывается, в каждом из нас есть «человек привычки» и «человек воли». «Человек привычки» делает все, что ему хочется, а «человек воли», наоборот, принуждает, ограничивает, себя, заставляет себя делать то, что не хочется, и не делать того, что хочется.
Педагог: Давайте разберём ситуацию и порассуждаем, как борются в каждом из нас 2 начала - «человек воли» и «человек привычки». В 7.00 звонит будильник. Что делает человек привычки? («Человек привычки» говорит: «Посплю еще минут 15, в комнате такая холодина, так не хочется вылезать из-под одеяла...»
Педагог: Какие еще будут варианты? (Закрыть голову подушкой и продолжать спать, найти у себя какую-то болезнь и вообще не идти в школу, пойти на второй урок и т. п.).
Педагог: А как себя ведёт «человек воли»? («Человек воли» говорит: «Нужно вставать, ведь ты дал себе слово начинать новую жизнь, воспитывать характер»).
Педагог: Какие еще варианты может предложить «человек воли»? (Сосчитать до трех и подняться, поругать себя, вспомнить о своем идеале, пристыдить себя и т. п.).
Педагог: Вот такие противоречия буквально раздирают нас каждое утро. Как же детям удается принимать решения?
Педагог: В основном побеждает «человек воли». И чаще всего - под воздействием воспитателей, либо родителей.
Педагог: Давайте разберём следующую ситуацию «Братья Миша и Сережа делали уроки. Пришли друзья, позвали играть в футбол. Мальчикам очень хотелось идти. Миша пошел, а Сережа остался и продолжил делать уроки.»
- Какие черты характера помогли Сереже перебороть своё желание? (Ответственность, чувство долга, сила воли).
- А какие черты проявил Миша? (Несерьезное отношение к своим обязанностям, безответственность, низкий уровень понятия долга – «хочу» для него выше, чем «должен»).
- Чей характер мы назовем сильным, а чей слабым?
Педагог: Теперь послушайте рассказ о мальчике «Саша Пчёлкин решил с понедельника начать новую жизнь. Им сегодня в школе рассказали о самовоспитании. А у него много слабостей. Во-первых, он слабый физически, не умеет за себя постоять. И других отрицательных качеств много. Учитель сказал, что это дело поправимое. Саша составил план. Встать утром рано - в 7.00 - делать зарядку каждый день, в свободное время читать книги, с 16.00 делать уроки. Играть за компьютером только полчаса в день, телевизор смотреть только тогда, когда сделаны все полезные и нужные дела. Но с самого первого дня все пошло кувырком. Встал как всегда, провалялся до 8.00. Решил, что зарядку сделает после школы, а после школы проиграли в футбол с ребятами. Пришел домой уставший, за обедом включил телевизор, а там классный фильм. Он просмотрел его. Сел за компьютер прострелял долго и если бы мама не попросила вынести мусор то просидел бы до ночи. И так каждый день. Мама ему сказала, что для выполнения его плана нужна сильная воля и уверенность в своих силах.»
- Может, вы подскажете, как ему это сделать?
- Какой вывод вы для себя сделаете, глядя на ошибки мальчика? (Нужно воспитывать силу воли, настойчивость, дисциплинированность, обязательность: обещал – надо сделать).
Педагог: А сейчас поиграем в игру «Если хорошо – хлопни, если плохо – топни». (Педагог называет черты характера, если положительная черта характера, необходимо хлопнуть, если отрицательная – топнуть: аккуратность, замкнутость, беспечность, внимательность, гордость, грубость, дружелюбие, безответственность, жадность, жизнерадостность, завистливость, исполнительность, общительность, скромность, трудолюбие, вежливость, смелость, отзывчивость, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, равнодушие, ответственность, враждебность, щедрость.
Педагог: Среди названных качеств есть качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим, это такие как: торопливость, медлительность, замкнутость, общительность.
Педагог: В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите примеры.
Педагог: Есть такая пословица: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Как вы ее понимаете?
Педагог: Давайте разберём жизненные ситуации:
1. «Игорь в общении с друзьями часто употребляет бранные слова». Это привычка или черта характера?
- В какую черту характера она может перейти? (Грубость).
2. «Костя часто опаздывает на уроки. Каждый раз он находит оправдание своим опозданиям: забыли завести часы; забыл вторую обувь, дежурные отправили обратно домой; утром вспомнил, что физкультура, готовил форму, мама гладила майку и т. д.».
- От каких привычек нужно избавляться Косте?
- Какие черты характера формируются у Кости? (Неорганизованность, безответственность, лживость)
- Если он не избавиться от этих привычек, в будущем ему будет трудно удержаться на одной работе.
3. «Саша привык на обидные слова от одноклассников в свой адрес отвечать физическим действием - может стукнуть, толкнуть, пнуть портфель».
- Какие черты характера могут сформироваться у Саши? (Несдержанность, агрессивность).
- А как это может отразиться на его судьбе? (В будущей семейной жизни это может привести к разладу в семье. Также это может привести к уличной драке, а это уже правонарушение, за которое наказывают по закону).
Педагог: В жизни нужно уметь предвидеть ошибки и избегать их. Поэтому все необходимо продумать, на несколько шагов вперед, чтобы потом не сожалеть о содеянном.
Педагог: В сказках герои тоже ошибались, давайте угадаем, какие черты характера им мешали?
1. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (болтливость).
2. Какая черт характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность).
3. Из-за чего заяц лишил лубяной избушки? (из-за доверчивости).
4. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (из-за непослушания).
5. Из-за чего Буратино из сказки А.Толстого остался без золотых монет? (из-за глупости).
Педагог: Подводя итоги обсуждения, все-таки скажу, что наши желания, прихоти да и лень-матушка могут нам очень навредить, поэтому их приходится ограничивать. А значит, так или иначе, нужно укреплять в себе «человека воли» и воспитывать характер.
Педагог: Как победить в себе «человека привычки»? Как воспитать характер? Попробуйте ответить на этот вопрос, продолжив предложение: «Воспитание характера - это...» (Искоренение плохих черт характера, выработка хороших, избавление от вредных привычек, овладение в совершенстве каким-то делом и т. п.).
Все, что вы сейчас перечислили, называется самовоспитанием и требует постоянного напряжения воли.
Педагог: Предлагаю составить памятку «Как воспитать характер?»
Те, кто занимается спортом, хорошо знают, как воспитывается воля. А остальные ребята и хотели бы изменить свой характер, но не знают, как это сделать. Психологи утверждают, что характер и волю можно тренировать так же, как мы тренируем мускулы. Для наращивания мускулов используют штангу, гантели, гири, а для тренировки характера и воли применяют следующие 7 инструментов:
- Пообещать себе изменить свой характер.
- Составить план действий на день, неделю, месяц.
- Убеждать себя, что это тебе необходимо и полезно.
- Заставлять себя выполнять то, что наметил по плану.
- Заставлять себя сдерживать свои эмоции, владеть собой.
- Приказывать себе выполнять намеченное.
- Контролировать себя, критически относиться к своим поступкам.
Педагог: Памятку составили, теперь нужно решить, над чем в первую очередь нам нужно работать. Даю слово каждому воспитаннику, чтобы он назвал, что нужно изменить в себе? (бросить курить, не ругаться, уважать взрослых и детей, соблюдать дисциплину на уроках, накачать мускулатуру, воспитывать мужественность, прекратить паясничать и строить из себя клоунов, воспитывать скромность и т. п.)
Педагог: Сегодня мы говорили о том, как работать над собой, чтобы стать лучше, совершенней. В этом вопросе нельзя дать рецептов, одинаковых для всех. Каждый человек уникален, и самовоспитание - это индивидуальный процесс. И длится он в течение всей жизни. Но одно правило - общее для всех: чтобы себя изменить, нужно усилие воли. Без этого никакие клятвы, намерения и планы не дадут результата. А воля закаляется как раз в преодолении трудностей. Именно так можно одержать победу над собой. И именно с этой победы начинаются все остальные победы.
Педагог: Что нового вы узнали о себе в ходе нашей встречи? Захотелось ли вам воспитывать свой характер? Где пригодятся вам полученные знания? (Ответы детей)





Комментариев нет:

Отправить комментарий